Автомобильный бренд Chery

За четверть века китайский автопроизводитель Chery Automobile пережил удивительную трансформацию и сегодня является одним из самых конкурентоспособных игроков на российском автомобильном рынке. Каталог материнского бренда Chery постоянно развивается и расширяется, а модельный ряд высококлассных автомобилей Exeed набирает обороты. Кроме того, компания готовится к запуску в стране брендов Omoda и Jetour. Давайте вспомним, с чего начиналась компания Chery, и узнаем, что она представляет собой сегодня.

Chery: Государственный автопроизводитель

Chery — китайская автомобилестроительная компания, основанная государством в 1997 году в городе Уху провинции Аньхой. Название Chery происходит от китайского слова «Qirui», что в переводе на русский язык означает «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке оно ассоциируется со словами «cherry» и «cheery».

Изначально компания создавалась для производства двигателей и автозапчастей, но со временем стала полноценным автопроизводителем. Первым автомобилем компании стал печально известный лифтбек Fengyun (он же Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2). В России он известен как Chery Amulet и Vortex Corda.

Fengyun: Наследие китайского автомобилестроения

Конец 80-х — начало 90-х годов ознаменовались выпуском первого поколения испанского Seat Toledo, от которого и был создан Fengyun и его производные. На момент разработки компанией Chery этому автомобилю было уже десять лет, но он все еще выпускался в Китае. Простой дизайн итальянского мастера Джорджетто Джуджаро в сочетании с продуманной компоновкой, обеспечивающей просторный салон и вместительный багажник, стал отличной основой для бюджетного китайского автомобиля Cowin 2. Эта модель оставалась в производстве вплоть до 2016 года, несмотря на снижение спроса на фоне появления новых и более привлекательных альтернатив в том же ценовом диапазоне.

Chery Amulet: Сказка о низкой безопасности и коррозионной стойкости

С 2006 по 2008 год автомобиль Chery Amulet производился в Калининграде на заводе «Автотор». В 2007 году автомобиль Amulet прошел краш-тест, проведенный компанией «Авторевю», результаты которого были настолько шокирующими, что многие отказались от его покупки. Несмотря на низкую безопасность и коррозионную стойкость, Chery Amulet пережил возрождение в России в 2010–2012 годах, когда он стал выпускаться на ТагАЗе под названием Vortex Corda. Специально для российского рынка был создан бренд Vortex, под которым на заводе в Таганроге собирались седан Estina (переименован в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). Среди трех ведущих моделей Vortex наименьшим спросом пользовался лифтбек Corda, что свидетельствует о небольшом потенциале этой модели в России.

Chery — большой хит на рубеже прошлого десятилетия

На рубеже прошлого десятилетия хитом продаж компании Chery стал кроссовер Tiggo — не совсем легальная копия Toyota RAV4 второго поколения в пятидверном кузове. Этот китайский «Равик» прошел через различные модификации и смену названий (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Благодаря своей низкой цене он стал первым кроссовером, который могли позволить себе многие россияне. К сожалению, он стал для них и последним — модель покинула наш рынок только в 2020 году, когда Chery шагнула в новую технологическую эру.

Большой скачок в потребительском качестве

В 2019 году в России были выпущены два кроссовера Chery — субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. Эти автомобили заметно улучшили потребительские качества по сравнению с предыдущими моделями китайской марки. Они отлично выглядели, хорошо управлялись и имели лишь незначительные недостатки, с которыми было легко смириться.

Это привело к массовому переходу владельцев автомобилей корейских, японских и европейских марок на автомобили Chery. В посткризисный период, начавшийся в 2014 году, продажи этих моделей в России стремительно росли. В 2021 году было продано 37 118 автомобилей по сравнению с 18 139 в докризисные годы и 11 452 в 2020 году. Это впечатляющий рост по сравнению с 6 358 автомобилями, проданными в 2019 году.

Смелый шаг — Chery запускает Exeed в России

В 2020 году компания Chery предприняла смелый шаг, запустив в России премиальный бренд Exeed (ранее он был представлен в Китае с 2018 года). Изначально для российского рынка он назывался Cheryexeed, но в конце лета компания вернулась к первоначальному китайскому варианту — Exeed. Автомобили Exeed теперь продаются через собственную дилерскую сеть и даже российские потребительские сайты. Стоит отметить, что Chery и Exeed теперь рассматриваются как две разные организации.

Китайская роскошь в России

Спрос на китайскую роскошь в России и так был высок, а начавшиеся в феврале геополитические события его только увеличили. В связи с уходом европейских, американских и японских премиальных брендов жители страны стали обращать внимание на дорогие китайские товары.

Компания Chery быстро определила возможности российского рынка и осенью этого года вывела на рынок марку Omoda. Он создан специально для российских покупателей и находится между Chery и Exeed. Кроме того, в ближайшее время в стране ожидается запуск молодежного бренда Jetour.

Jetour: Проверенный бренд, ориентированный на молодежь

Jetour — это китайский бренд, который был запущен в 2018 году и ориентирован на молодежь по доступным ценам. Он пользуется значительным успехом: в 2019 году продажи достигнут 130 тыс. автомобилей, а в 2021 году — 150 тыс. автомобилей. Компания Chery ставит перед собой более высокие цели и в начале этого года объявила о переформатировании бренда Jetour.

Не все бренды Chery пользуются успехом Однако не все бренды Chery оказались столь же успешными. В 2009 г. компания запустила бренды Karry, Rely и Riich, но из-за нечеткого позиционирования и нерационального использования ресурсов в 2012 г. бренды Rely и Riich были вынуждены прекратить свою деятельность. Karry удалось выжить, но его мультиформатность была утрачена — он выпускает в основном недорогие легкие грузовики и микроавтобусы.

Впечатляющий Qoros

В 2007 г. компания Chery и израильское подразделение Kenon Corporation решили создать автомобильную компанию для европейского, китайского и, в конечном счете, мирового рынка. В результате появилась компания CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), которая впоследствии была переименована в более приятную на слух Qoros. Новое семейство компактных моделей было разработано с нуля и дебютировало с моделью Qoros 3 на Женевском автосалоне 2013 года.

Пресса и общественность положительно восприняли европейский дизайн Qoros, а его 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP обещал успешное будущее китайско-израильскому творению. К сожалению, что-то пошло не так.

Борьба Qoros в Европе

Компания Qoros столкнулась с серьезными трудностями при попытке развернуть свою дилерскую сеть в Европе, в результате чего было продано всего несколько десятков изделий. Качество продукции было нестабильным из-за того, что производство было организовано в Чанше (Китай), а общий объем продаж был довольно низким даже на родном рынке.

Появление Cowin Auto

В 2014 г. Chery создала дочернюю компанию, известную как Cowin Auto. Cowin Auto была создана с целью ориентации на нижний рынок Китая, особенно на молодых людей из сельских городов.

Cowin Brand Revamp

В июле этого года в компании Cowin произойдут перестановки, цель которых — сделать свои модели более отличимыми от моделей Chery. Лоуи Вермерш, ранее работавший в компании Pininfarina, с 2024 г. будет создавать модели с полностью оригинальным дизайном. Остается подождать и посмотреть, что из этого получится.

Сотрудничество с элитным брендом

В 2012 году компания Chery создала совместное предприятие с британской автомобильной компанией Jaguar Land Rover, принадлежащей индийской Tata Motors. Целью предприятия было производство британских автомобилей в Китае, и уже через два года начался их выпуск. Несмотря на отсутствие операционной роли, сотрудничество с элитным брендом продолжает благоприятно сказываться на имидже Chery.

Попытки Chery выйти на рынок США

В 2007 году компания Chery предприняла попытку выйти на рынок США через сотрудничество с Chrysler. Они планировали распространять субкомпакты Chery A1/Kimo под маркой Dodge. К сожалению, в США от этой идеи быстро отказались, якобы из-за низкого качества китайских автомобилей.

В 2019 году калифорнийский стартап HAAH Automotive Holdings предпринял попытку вывести автомобили Chery на американский рынок. Они планировали предлагать премиальные модели Exeed под маркой Vantas и более доступные кроссоверы Chery под брендом T-GO. Однако в итоге этот проект заглох. Официально это было связано с пандемией COVID-19, но некоторые полагают, что причиной тому послужило радикальное руководство HAAH.

Однако в этом году автомобили Chery стали поставляться в Мексику. Географически это часть Северной Америки, где эти же автомобили продаются под маркой Chirey.

Электромобили Chery

Электромобили Chery, возможно, не обладают такой мощностью и дальностью хода, как высокотехнологичные модели Tesla, однако, по данным CleanTechnica, они занимают заметную долю в 4,8% китайского рынка электромобилей, что делает их четвертым по величине игроком после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). Успех компании объясняется ее небольшими и более доступными автомобилями, такими как eQ1 (46 914 единиц, проданных в Китае в первой половине 2022 года) и QQ Ice Cream (54 097 единиц, проданных в 2020 году).

Реинтерпретация текста

Далее рассмотрим российский рынок. После распада ТагАЗа компания Chery начала собирать свои автомобили на черкесском заводе «Дервейс», а после его закрытия на короткий срок перебралась на калининградский «Автотор». До настоящего времени завода Chery в нашей стране не было и нет, несмотря на то, что эта тема регулярно поднимается. В августе появился еще один такой «этап», хотя существует вполне обоснованная необходимость локализации производства в России, которой у Chery сейчас нет — компания хорошо работает за счет экспорта из Китая.

Автомобили