Климат-контроль — это функция многих современных автомобилей, обеспечивающая водителю и пассажирам более комфортную температуру внутри салона. Здесь мы рассмотрим принцип работы климат-контроля и его преимущества по сравнению с традиционным кондиционером.
Принцип работы климат-контроля
Большинство водителей замечали, как быстро в салоне автомобиля становится слишком холодно или слишком жарко, если он оборудован традиционным кондиционером или отопителем. Это связано с тем, что такие системы не измеряют температуру внутри автомобиля, поэтому они продолжают работать с прежней мощностью до тех пор, пока водитель вручную не снизит скорость вентилятора или не отрегулирует воздушные заслонки.
Климат-контроль, напротив, способен постоянно измерять температуру в салоне и соответствующим образом регулировать работу отопителя или кондиционера. Таким образом, пассажиры могут не беспокоиться о том, что им будет слишком жарко или холодно каждый раз, когда они заходят в автомобиль.
Климат-контроль: Отсутствие недостатков
Климат-контроль — это благо: водителю достаточно установить желаемую температуру (обычно комфортной для человека является 22–24 градуса Цельсия), а о «погоде» в автомобиле позаботятся автоматически. Как это возможно? Это комбинация кондиционера и обогревателя с дополнительными датчиками, гарантирующими нужное постоянство. Когда датчики фиксируют снижение температуры в салоне, включается обогреватель, а когда становится слишком жарко — кондиционер. Однако при более глубоком изучении выясняется, что устройство и принципы работы климат-контроля гораздо более замысловаты.
Работа системы климат-контроля
Климат-контроль работает за счет забора воздуха извне и прокачки его через испаритель. Этот испаритель является ключевым компонентом кондиционера, охлаждая и осушая воздух. Затем воздух направляется в отопитель, который нагревает его перед подачей в салон. Цель климат-контроля — создать смесь холодного и теплого воздуха, соответствующую желаемой температуре, заданной водителем или пассажирами.
Автоматизированный климат-контроль
Когда требуется климат-контроль, будь то кондиционер или отопление, он определяется не только по показаниям температуры в салоне, но и с учетом температуры наружного воздуха. В этом случае на помощь приходит датчик наружной температуры. Это означает, что необходимая температура в автомобиле будет поддерживаться автоматически как летом, так и зимой, независимо от того, палящая или морозная погода на улице.
Модификация системы климат-контроля
Сложность системы климат-контроля зависит от количества датчиков, потенциометров, воздуховодов и программного обеспечения. В холодную погоду базовые модели подают холодный воздух в салон, а более совершенные системы направляют поток на стекла для их размораживания. После прогрева двигателя воздух направляется на ноги, а при достижении нужной температуры — на лицо. Элитные системы могут даже учитывать солнечную радиацию, влажность и качество наружного воздуха, переключаясь в случае загрязнения на внутреннюю рециркуляцию.
Системы климат-контроля
Современные системы климат-контроля предоставляют водителю и пассажирам возможность выбора температуры от 14 до 28 градусов Цельсия. В зависимости от температуры воздуха на улице автомобилю может потребоваться некоторое время для достижения желаемой температуры.
Автоматический режим
Автоматический режим позволяет электронике самостоятельно принимать решения о подаче воздуха, мощности и температуре.
Многозональный климат-контроль
В зависимости от модели предлагаются одно-, двух-, трех- и четырехзонные системы климат-контроля. Двухзонная система позволяет устанавливать разную температуру для водителя и переднего пассажира. Трех- и четырехзонные системы позволяют задним пассажирам создавать свой микроклимат.
Советы по выбору системы климат-контроля
Если ваш партнер имеет другие температурные предпочтения, то разумным решением будет установка двухзонного климат-контроля. В большинстве современных автомобилей он уже установлен. Только не забудьте попросить установить максимально допустимую разницу температур. Системы климат-контроля могут ограничивать температуру водителя до 17 градусов, а переднего пассажира — до 25 градусов; разница обычно составляет всего 2–3 градуса Цельсия. Чем более продвинутым и дорогим является автомобиль, тем больше свободы в регулировании температуры.
Датчики температуры в кабине
Необходимо учитывать количество датчиков температуры, установленных в кабине. Всем известно, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный оседает в нижней части кабины. Поэтому, если датчик расположен, например, на крыше, есть риск, что вместо теплого воздуха пассажирам будет подаваться холодный. Датчик, расположенный сверху, будет считать, что салон достаточно прогрет, в то время как на самом деле это может быть не так. Системы с датчиками температуры, закрепленными снизу и сверху, будут работать значительно лучше. Промежуточным решением является установка датчиков непосредственно в передней панели, то есть в центре.
При покупке ¾-зонального климат-контроля
При выборе 3- или 4-зонной системы климат-контроля стоит поинтересоваться, установлен ли сзади дополнительный блок отопителя/кондиционера. Зачастую даже в автомобилях высшего класса производители ограничиваются дополнительным вентилятором, поэтому разброс температур между желаемой и фактической становится больше в задней части салона.