Бензин АИ-92 в Европе уже не встречается, и в последние годы его применение сошло на нет. Однако пандемия внесла свои коррективы: 92-й снова покупают чаще, чем 95-й. Это вполне объяснимо: в условиях отсутствия поездок за границу люди ездят на юг страны на машинах, поэтому выбирают более дешевое топливо.
AI-92: Сравнение цен
АИ-92 до сих пор распространяется в целом ряде стран, таких как Россия, Китай и США. Существует распространенное заблуждение, что топливо в США дешевле, чем в России,— это просто неправда. На самом деле бензин в России дешевле на пять рублей за литр.
Однако с начала года цена на АИ-92 в России выросла более чем на 4 рубля, в то время как в США он дешевле почти на 7 рублей.
Реальность «грязного» бензина
Бензин АИ-92 не обязательно является грязным. Широко распространено мнение, что чем ниже октановое число, тем больше в нем токсинов. Однако это заблуждение. Бензин экологического класса 5 соответствует следующим нормам: массовая доля серы составляет 10 мг/кг, свинца — 5 мг/дм3, смол — 50 мг/дм3 — эти значения одинаковы как для АИ-92, так и для АИ-98.
Казаки с суперзарядом
В советское время в качестве высокооктанового топлива использовался не 92-й, а АИ-93. Его использовали для первых Лад ВАЗ-2101, Москвичей-412 и некоторых моделей Запорожцев. Запорожец был спроектирован с учетом экономичности, но 50-сильный двигатель МеМЗ-968БЭ с повышенной степенью сжатия 8,4 вместо 7,2 требовал более дорогого АИ-93!
AI-93: действительно ли он лучше?
Когда 90-е годы подошли к концу, АИ-93 был заменен на АИ-92, чтобы соответствовать новым нормам. В чем же заключалась разница? На самом деле, никакой.
Трата денег на бензин
Когда появилась Lada, литр бензина АИ-93 стоил всего 10 копеек! Заправка бака ВАЗ-2101 обходилась примерно в 4 рубля, а полного ГАЗ-24 — в 5 с половиной рублей. И хотя в то время это казалось дороговато, оказалось, что в пересчете на зарплату это было вполне доступно. В те времена 150 рублей хватало на 1500 литров 93-го бензина. Сегодня средняя зарплата в России составляет 49 000 рублей, что позволяет купить лишь чуть более 1000 литров бензина. Это означает, что в прошлом бензин был гораздо доступнее, а наши родители были гораздо богаче, чем мы сегодня.
Выброс газа
Чтобы получить более выгодное предложение, нужно было приобрести государственный автомобиль с такими же требованиями к топливу. Как правило, такими автомобилями были Урал-375 и автобус ЛиАЗ-677, оба с 300-литровыми баками, а у грузовика — еще один. Эти «бензовозы» требовали много бензина: ЛиАЗ расходовал до 75 л на 100 км, а бака хватало на полторы смены. Кроме того, на автобазах не очень строго следили за расходом топлива, поэтому профессиональные водители обычно обменивались им. Государственное топливо выдавалось по цене вдвое ниже обычной.
Добавить топливо с высоким октановым числом
Мнение о том, что 92-октановое топливо нельзя смешивать с 95-октановым, ошибочно. По-видимому, люди считают, что они имеют разную плотность, что приводит к расслоению смеси: одно топливо плавает, другое тонет. Однако в нормативных документах на бензин указано, что он должен иметь одинаковую плотность независимо от октанового числа. Таким образом, расслоения не происходит. Сочетание двух видов топлива не принесет вреда. Вопрос только в том, зачем это делать?
Использование АИ-92 вместо АИ-95
Многие автомобильные компании дают разрешение на использование АИ-92. Но они обычно оговаривают, что основное топливо должно находиться в диапазоне 95-го или 98-го. Заправлять бак 92-м можно только в том случае, если нет другого выбора, например, когда на заправке нет другого топлива. Владельцы старинных автомобилей, рассчитанных на 76-е и 80-е топливо, могут заправлять их 92-м, при этом рекомендуется увеличить угол опережения зажигания. Впрочем, АИ-80 можно найти и на отдельных заправках, например «Магистраль».
Высока ли температура кипения бензина?
Нет, температура кипения легких фракций бензина на удивление низкая — около 33°С. Многие сталкивались с проблемой, когда в жаркую погоду автомобиль глохнет и не может завестись, что связано с закипанием бензина и образованием паровых пробок. Переход на бензин с другим октановым числом не поможет — все топливо сейчас закипает при одной и той же температуре.
Октановое число и цвет
В прошлом существовала связь между октановым числом бензина и его цветом. Однако в настоящее время эта связь неприменима. В прошлом АИ-93 окрашивался в синий цвет, затем стал использоваться оранжевый. В настоящее время, согласно ГОСТу, бензин может быть окрашен в любой оттенок, кроме зеленого и синего, но октановое число остается не связанным с цветом.
В настоящее время большинство людей не обращают внимания на цвет бензина, поскольку его редко наливают в емкости, а на АЗС об этом заботятся служащие. Тем не менее, еще полвека назад цвет топлива считался важным.