Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать

Сгорание масла и несгоревших остатков топлива может создать множество проблем в двигателе, таких как залипание поршневых колец, ускоренный износ цилиндро-поршневой группы, повышенный расход масла и т. д. Чтобы избежать этих проблем, важно понимать, когда и как правильно проводить коксование двигателя.

Преимущества коксования двигателя

Коксование двигателя позволяет предотвратить вышеупомянутые проблемы и даже улучшить его работу. Эта процедура особенно полезна для старых двигателей, подвергшихся сильному износу. Коксование двигателя позволяет восстановить утраченную мощность и эффективность работы двигателя.

Коксование двигателя — процесс глубокой очистки

Коксование двигателя — это технология тщательной очистки деталей двигателя от нагара, шлама и других остатков, которые со временем накапливаются на внутренних поверхностях двигателя. Большинство современных двигателей внутреннего сгорания часто вынуждены длительное время работать при максимальной нагрузке и низких оборотах. В такой ситуации возрастает риск детонации и неполного сгорания топливно-воздушной смеси.

Последствия накопления углерода

Термическое разрушение моторного масла и несгоревшие остатки топлива приводят к образованию кокса в поршнях, кольцах и клапанах. Такое накопление может привести к нарушению работы двигателя, так как слишком большое количество углерода может снизить подвижность поршневых колец. Это, в свою очередь, приводит к падению компрессии и нарушению плотного прилегания колец к стенкам цилиндра, что не позволяет им выполнять свою работу.

Коксование двигателя

Неуверенный запуск двигателя, троение, падение мощности, сгорание масла и повышенный износ — вот лишь некоторые результаты этой процедуры. Коксование двигателя позволяет снизить негативные последствия и очистить внутренние поверхности двигателя от вредных отложений. Коксование двигателя можно проводить как самостоятельно, так и в специализированных сервисах. В этом помогут специальные химические элементы (и не только они) — растворители и высокоэффективные сольвенты. Многие из них позволяют проводить процесс без разборки двигателя и используются, в том числе, в профилактических целях.

Когда необходимо проводить растормаживание?

Для правильной работы двигателя необходимо соблюдение трех условий: смазка поршневых колец, чистота камер сгорания и плотное прилегание клапанов. В новом двигателе эти условия обычно удовлетворительны. Но по мере образования в цилиндрах углеродистых отложений работа двигателя значительно ухудшается.

Поршневые кольца: Компрессия и удаление масла

Поршневые кольца, отвечающие за компрессию и удаление остатков масла со стенок цилиндров, застревают в канавках из-за образования кокса. Это затрудняет их подвижность, а также нарушает теплообмен со стенками блока цилиндров, что приводит к повышению температуры колец.

Масло, не удаленное со стенок из-за ухудшения подвижности колец, легко сгорает, что приводит к дальнейшему закоксовыванию двигателя и детонации в камерах сгорания.

Признаки загрязнения двигателя внутреннего сгорания углеродом

Поршни с изношенными кольцами начинают поднимать стенки цилиндров. Клапаны, забитые углеродистыми отложениями, перегреваются и выходят из строя. Забиваются впускные и выпускные каналы, страдают кислородные датчики и каталитический нейтрализатор. Двигатель быстро переходит к капитальному ремонту или замене из-за нагара и сопутствующих проблем. Чтобы предотвратить сильное загрязнение двигателя и уберечь его от нагара, важно вовремя принять меры. Признаки промывки:

  • Снижение производительности двигателя
  • Повышенный расход топлива
  • Снижение мощности двигателя
  • Плохое ускорение
  • Перегрев
  • Плохое давление масла
  • Неустойчивый холостой ход

Профилактическая очистка от углеродистых отложений

По наблюдениям специалистов, на большинстве современных двигателей толстый слой углеродистых отложений начинает образовываться после 100–150 тыс. км пробега. Даже если двигатель не имеет признаков износа, целесообразно регулярно проводить профилактическую очистку от нагара, не дожидаясь, пока одометр покажет очень большой пробег — примерно каждые 30–50 тыс. км. Такой подход позволит очищать отложения в щадящем режиме и не доводить дело до того, что их придется удалять механическим способом. Обычно водители задумываются об очистке нагара, когда проблемы уже возникли.

Причины коксования двигателя

Существует несколько признаков того, что двигатель нуждается в закоксовывании, например: — Повышенный расход масла; — Синий дым из выхлопной трубы; — Значительное количество черного нагара в выхлопных газах; — Низкая мощность двигателя; — Ухудшение реакции на педаль газа; — Неадекватное зажигание; — Повышенный расход топлива.

Поэтому коксование двигателя целесообразно проводить по двум сценариям. В качестве профилактики для уменьшения коксообразования в камере сгорания и увеличения срока ее службы. И когда очевидно, что сильное закоксовывание приводит к нарушению работы двигателя и выбросу слишком большого количества масла.

Поможет ли декоксование?

Для того чтобы убедиться в целесообразности проведения раскоксовки, необходимо провести тщательную и всестороннюю диагностику. Она должна включать в себя видеоэндоскопию для оценки степени износа цилиндро-поршневой группы и турбины (если таковая имеется), компрессионные замеры для изучения состояния колец, тщательный осмотр системы вентиляции картера для выявления масляных отложений, а также тщательный осмотр элементов масляной системы для выявления примесей.

Раскоксовка двигателя

Процесс раскоксовки двигателя без его разборки может быть осуществлен несколькими различными способами. Для этого существуют как старые методы, так и более совершенные. Все, что для этого необходимо,— химическая промывка, домкрат, свечной ключ и немного свободного времени. Для проведения такой очистки необходимо, чтобы химическая смесь контактировала с частями двигателя, покрытыми нагаром.

Старый, но неэффективный способ промывки

Самый старый, но не очень эффективный способ очистки цилиндров — использование смеси керосина и бензина. Для этого необходимо прогреть двигатель, затем вывернуть свечи зажигания и залить немного смеси в каждый цилиндр. Свечи зажигания следует установить обратно, чтобы получить эффект «сауны». Кроме того, необходимо приподнять одно из ведущих колес домкратом и время от времени немного проворачивать коленчатый вал, чтобы смесь достигла поршневых колец. На механической коробке передач это можно сделать, включив четвертую, пятую или шестую передачу и вручную поворачивая двигатель за колесо. Затем необходимо выкрутить свечи зажигания при прокручивании. Когда смесь некоторое время находится в цилиндрах, можно запустить двигатель стартером: из выхлопной трубы вылетает сажа вместе с остатками смеси.

Вещества, используемые в камерах сгорания

Для промывки камер сгорания обычно используется специальная смесь, состоящая из ароматических углеводородов, нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Это вещество также широко используется для растворения масел, битумов, каучуков и других химических продуктов. Оно является основным компонентом большинства «профессиональных» автомобильных средств, представленных в магазинах.

Коксование на основе растворителей: Эффективный метод

Коксование на основе растворителей — высокоэффективный метод борьбы с нагаром в камерах сгорания, который значительно превосходит использование керосина. Более того, выполнить промывку в соответствии с инструкцией достаточно просто. Более того, даже обычный растворитель из хозяйственного магазина может быть столь же эффективен, как и профессиональные промывки, но стоит он при этом в разы дешевле.

Димексид: Опасный «народный» метод

Одним из самых опасных «народных» методов коксования двигателя является использование димексида. Это противовоспалительный и обезболивающий препарат, известный как диметилсульфоксид, который легко можно приобрести в аптеках. Удивительно, но этот препарат можно использовать для очистки деталей двигателя от любых отложений, даже самых твердых и труднорастворимых нагаров.

Недостатки димексида

Димексид имеет несколько существенных недостатков. Он не только растворяет нагар, но и разрушает различные пластмассы и даже краску. При неправильном применении он может привести к отслаиванию краски с внутренней поверхности поддона картера, закупорке фильтра масляного насоса и масляных магистралей. Поэтому его применяют только при полной разборке двигателя.

Очистка двигателя с помощью масляной системы

При использовании этого метода очистки двигателя активная химия не попадает непосредственно в цилиндры. Вместо этого она добавляется в моторное масло, которое циркулирует по масляной системе и очищает все контактирующие с ним поверхности, такие как масляные каналы, маслосъемные и неполные компрессионные кольца, дренаж поршня.

Такой подход выгоден в двигателях с ограниченным доступом к цилиндрам и в случаях, когда в масляной системе имеется большое количество отложений.

Система впуска

Система впуска — это практика, при которой активная химия включается в топливо или подается на впуск. Эта стратегия является эффективным способом очистки днищ поршней, компрессионных колец, клапанов и верхней части камер сгорания от углеродистых остатков. Маслосъемные кольца обычно не подвергаются воздействию, поскольку не имеют значительного коксования.

Водородная очистка

В последнее время популярной процедурой стала водородная очистка. В двигатель внутреннего сгорания впрыскиваются водород и кислород, в результате чего твердый углерод переходит в газообразное состояние. Однако разрушить закоксованные кольца этим методом практически невозможно. Такой подход подходит для поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок.

Декоксование двигателя: Учет затрат

Сумма, которую придется заплатить за раскоксовку двигателя, зависит от методики и используемых материалов. Самостоятельная работа обойдется в 1–7 тыс. рублей. При покупке профессионального инструмента можно рассчитывать на ту же сумму.

С другой стороны, в сервисных центрах за ту же услугу придется заплатить около 3–4 тыс. руб. Следует отметить, что возможны дополнительные расходы, связанные с необходимостью замены деталей.

Настоятельно рекомендуется проводить процесс коксования непосредственно перед сервисным обслуживанием: заменой моторного масла, масляного фильтра и, по возможности, свечей зажигания. Пренебрежение этой рекомендацией может привести к циркуляции активных компонентов и растворенного углерода в масляной системе, что приведет к повреждению деталей двигателя. В реальности коксообразование происходит в гораздо большем количестве, чем кажется на первый взгляд.

Может ли раскоксовка двигателя восстановить его прежние характеристики?

В отдельных случаях раскоксовка может успешно восстановить мощность двигателя и продлить срок его службы. К сожалению, это не всегда так, результаты зависят от метода и применяемого моющего средства, ситуации, конструкции и степени износа. Можно улучшить компрессию, но не устранить горение масла, так как для этого обычно недостаточно очистить маслосъемные кольца и дренажные отверстия в поршнях.

Предупреждение о рискованной очистке

Коксование может привести к серьезным повреждениям двигателя, особенно при использовании Dimexide. Составы могут быть едкими для покрытия поршня, масла и уплотнений. Прежде чем приступать к очистке, рекомендуется внимательно прочитать инструкцию.

Можно рискнуть и проигнорировать инструкцию, но для этого нужен опытный и знающий человек. Отшелушившийся кокс может повредить зеркало цилиндра или попасть под клапан.

Эксперты советуют избегать чудодейственных чистящих средств, а вместо этого отнести двигатель к профессионалам для полной переборки. Такой подход гораздо эффективнее и дает лучший результат.

Автомобили