Автомобильный бренд Москвич

3

Ноябрь 2022 года ознаменовался важной вехой в истории автомобильной марки «Москвич» — началом серийного производства автомобилей «Москвич» на бывшем заводе Renault в Москве.

Первоначальный выпуск

Первой моделью, сошедшей с конвейера, стал кроссовер, получивший название «Москвич-3». Ожидается, что этот автомобиль поступит в продажу в декабре 2022 года.

Завод КИМ

Этот проект был частью более масштабной инициативы по созданию завода по производству массовых автомобилей, получившего название «Завод КИМ».

Советский Союз и американская компания Ford Motor Company объединили усилия

В 1929 г. Советский Союз и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о создании в Нижнем Новгороде автомобильного завода (впоследствии получившего название Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). До запуска полноценного предприятия были созданы два автосборочных завода для сборки грузовых автомобилей из машинокомплектов: Государственный завод № 1 в Нижнем Новгороде (впоследствии Горьковский автобусный завод, ныне — Завод аппаратуры связи им. Попова) и Государственный завод № 2 в Москве. Главный завод располагался на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-х годах на нем была налажена сборка легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА, сначала из американских, а затем из советских комплектующих.

Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи

В 1939 году завод был выведен из состава ГАС и получил свое нынешнее название. Для него был разработан субкомпактный автомобиль КИМ-10, созданный на базе американского автомобиля Ford Prefect и имеющий цельнометаллический полусамонесущий кузов. До начала войны было изготовлено около 300 машин, а начало серийной сборки было запланировано на 1 августа 1941 года.

Эвакуация в Свердловск и начало производства танков

Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был эвакуирован в Свердловск, где началось производство легких танков Т-60 и Т-70. В мае 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о создании на базе КИМа автомобильного завода по выпуску малолитражных автомобилей. Впоследствии это предприятие стало называться ЗМА (позже МЗМА).

Решение Сталина о копировании немецкого автомобиля

Сначала КИМ-10 планировалось выпускать на заводе. Однако летом 1945 года руководитель Советского Союза И. В. Сталин принял решение о создании копии автомобиля Opel Kadett K38, который собирался в Германии в 1937–1940 годах.

Некоторые историки считают, что необходимые документы и инструменты для производства автомобиля были вывезены с оккупированных территорий Германии. Другие же утверждают, что автомобиль был переработан на основе существующих моделей и пресс-форм.

Москвич-400

Первый экземпляр «Кадета» был назван «Москвич-400», его производство началось в 1946 году. Это был переднемоторный заднеприводный седан, рассчитанный в базовой версии на пять человек, оснащенный четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 л. с. Кроме того, на базе начальной модели «Москвича» были созданы кабриолет, фургон и пикап. Затем, в 1954 году, был выпущен «Москвич-401» с более мощным двигателем в 26 л. с. Всего было построено около 234 000 «Москвичей» первого поколения, что сделало их первыми массовыми автомобилями, продававшимися в СССР для личного пользования.

Второе и третье поколения «Москвичей

В 1956–1965 гг. на МЗМА выпускалось второе поколение «Москвичей», состоящее из моделей 402, 403, 407 и их производных. Несмотря на то, что по конструкции эти модели были недалеко ушли от первого поколения, они имели кузов понтонного типа и внешний вид, идентичный элитному автомобилю ГАЗ-21 «Волга». В общей сложности выпуск этого поколения превысил 553 тыс. экземпляров.

История участия российских автомобилей в международных ралли

История российских автомобилей в международных ралли началась с автомобиля «Москвич-407». С 1964 по 1988 год было создано третье поколение этой модели — «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и их производные, имеющие более современный дизайн. В 1968 году автозавод получил звание «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). В 1967 году производство автомобиля «Москвич-412» было налажено на Ижевском автомобильном заводе (предприятие Министерства обороны СССР), а затем он стал отдельной маркой. Кроме того, «Москвичи» собирались из деталей советских машин в Болгарии (на Балканском заводе в Ловече) и Бельгии (на совместном предприятии «Скалдия — Волга» в Брюсселе). В целом, в отдельные годы на экспорт отправлялось более половины советского выпуска «Москвичей». Всего было выпущено 3,2 млн. единиц третьего поколения.

Четвертое поколение, закрытие предприятия

В 1986 году АЗЛК (впоследствии ОАО «Москвич») начал выпуск переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» в стандартном корпусе хэтчбек. Эти автомобили продавались за рубежом под маркой «Алеко». Первоначально они оснащались техническими двигателями Волжского автомобильного завода (ВАЗ), которые уже устарели.

В начале 1990-х годов производство стало сокращаться из-за уменьшения государственного финансирования. Выпуск новых серий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор»), а также добавление более мощных двигателей Renault не помогли, так как после дефолта 1998 года они оказались слишком дорогими.

Закрытие АЗЛК

4 марта 2002 года завод АЗЛК прекратил свою работу и был остановлен, что в итоге привело к его ликвидации в 2010 году. За время его работы было выпущено в общей сложности 716 тыс. автомобилей четвертого поколения. Территория АЗЛК перешла под управление автомобильного завода Renault и технополиса «Москва». В 2016 году корпорация «Рено Россия» зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки «АЗЛК», «Москвич» и «Москвич» с соответствующими логотипами, действующие до 2025 года.

Мэр Собянин объявил о возобновлении производства автомобилей «Москвич

16 мая 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин объявил о том, что московский завод Renault официально переходит в собственность города. На этом же предприятии будет возобновлено производство автомобилей популярной марки «Москвич». В качестве основного технологического партнера предприятия был назван КАМАЗ. 23 ноября на заводе началась крупноузловая сборка автомобилей, цель которой — выпустить к концу года 600 машин (400 из которых — электрические).

В 2024 году наряду с крупноузловой сборкой будет введена мелкоузловая. Как говорится в материалах, представленных на заводе, в 2024 году Москва будет использовать в автомобилях аккумуляторы собственного производства, а к 2025 году москвичи получат собственный электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство, которые будут производиться в Москве.

Комментарии закрыты.