Топливо СУГ

56

Применение сжиженного газа

Сжиженные углеводородные газы (СУГ) известны своей универсальностью и находят применение в различных отраслях промышленности. В автомобильном секторе они используются в качестве альтернативы бензину и дизельному топливу, причем чаще всего применяются смеси пропана и бутана. Метан, хотя технически и не является сжиженным газом, также используется в качестве топлива в виде сжатого природного газа (CNG).

Преимущества сжиженных газов

Использование сжиженных газов в качестве топлива значительно экономичнее и безопаснее, если подключить соответствующее газобаллонное оборудование. Кроме того, при переработке такие газы, как метан, наносят гораздо меньше вреда окружающей среде по сравнению с дизельным топливом и бензином. Кроме того, владельцам автомобилей не придется тратить деньги на дорогостоящие технические проекты по установке газовой топливной системы.

Преимущества пропан-бутановых смесей

Стоит отметить, что смеси LPG на заправках стоят практически в два раза дешевле бензина, а для преодоления одного и того же расстояния требуется очень схожее количество топлива. Давайте посмотрим на цифры:

Зимой: 1,25 литра сжиженного газа на 1 литр бензина.

Летом: 1,19 литра сжиженного газа на 1 литр бензина

Газобаллонное оборудование, установленное в автомобиле

Такие характеристики и возможности смеси действительно привлекательны для водителей, которые стремятся перейти на этот альтернативный вид топлива. Единственной проблемой может стать количество заправок, продающих его, которое пока не так велико. Но это не проблема, так как владельцы топливных карт и автомобилей с газовым оборудованием могут легко найти ближайшие станции с помощью локатора АЗС. Все точки, предоставляющие сжиженный газ, и маршруты к ним по всей России можно найти за считанные секунды, а количество заправок постоянно увеличивается.

Свойства сжиженных газов

Использование газовых смесей в качестве автомобильного топлива является частью автомобильной промышленности уже более восьмидесяти лет, и сейчас оно признано безопасным. Основными игроками в этом секторе являются метан, пропан и бутан, и все три вида имеют следующие общие черты:

  1. Без запаха. Чтобы облегчить поиск утечек газа в автомобилях, в топливные газы добавляют обонятельный маркер.
  2. Устойчивость к воспламенению. Бутан воспламеняется при температуре +429 C, пропан — при +466 C, а метан — при +537 C в одинаковых концентрациях. С другой стороны, бензин и дизельное топливо воспламеняются при температуре +250–300 C.

Преимущества сжиженного нефтяного газа:

  • Полное сгорание газов, обеспечивающее превосходную топливную экономичность и уменьшение количества загрязняющих веществ в воздухе;
  • Низкое образование углерода, что обеспечивает качество деталей двигателя;
  • Высокое октановое число 110 для метана и 100 для пропан-бутановой смеси.

Беспокойство водителей, связанное со взрывами газового оборудования

Газобаллонное оборудование в автомобиле

Водителей беспокоит риск взрыва газового оборудования, в основном из-за неправильно установленных систем ГБО и недостаточного контроля за состоянием баллонов. Правила и нормы переоборудования, такие как ТР ТС 018/2011, Приложение 9 «О специализированных транспортных средствах (работающих на сжиженных углеводородных газах)», и Правила ЕЭК ООН № 115, касающиеся различных классов транспортных средств, объясняют процедуры и стандарты переоборудования.

Достижение эффективности и надежности

Смешивая пропан-бутан или метан, мы добиваемся баланса между эффективностью, надежностью и возможностью использования в различных климатических сценариях.

  1. Бутан в жидком состоянии и метан не устойчивы к холоду, но могут выдерживать жаркий климат;
  2. Пропан, однако, чувствителен к жарким температурам летом и может привести к повышению давления в газовом баллоне.

Смешанное топливо с уникальными характеристиками

Пропан и бутан, обладающие индивидуальными температурно-зависимыми характеристиками, при смешивании образуют стабильный, надежный композит. В зависимости от сезона на АЗС продаются разные пропорции каждого газа. Например, в зимнем сжиженном газе содержание бутана составляет 40 %, а в летнем — 60 %.

LPG для автомобилей — газобаллонное топливо

LPG для автомобилей

С точностью до наоборот, в класс LPG входят только пропан и бутан — сжиженные газы. Несмотря на «метанизацию» автомобилей и предложение правительства о субсидиях для тех, кто переходит с бензина и дизеля на газовое топливо CNG, внимание автовладельцев к пропан-бутановому LPG остается значительным. Споры между поклонниками метанового топлива и пропан-бутановых смесей не утихают, ведь обе группы топлива могут похвастаться внушительным списком преимуществ, но при этом имеют и определенные ограничения.

Точные требования к качеству углеводородного моторного топлива, подробное описание характеристик метана, бутана и пропана — компонентов смесей сжиженных топливных газов — изложены в ГОСТе (№ 27578−2018).

Делайте осознанный выбор

При выборе той или иной газовой топливной системы следует учитывать тип автомобиля, интенсивность и дальность использования. Для тех, кто использует большегрузные автомобили для дальних поездок, на первом месте стоит расход топлива, так как установка ГБО — дело дорогостоящее. С другой стороны, для тех, кто хочет перейти на газовое топливо для легкового автомобиля с легким или умеренным режимом эксплуатации, решающим фактором будет конструкция двигателя и топливной системы автомобиля, а не стоимость установки и последующей заправки.

Различные типы сжиженных нефтяных газов

В настоящее время разработано четыре вида сжиженного нефтяного газа различного назначения. В зависимости от климата, в соответствии с требованиями ГОСТ Р52087−2003, можно использовать только два из них:

  • ПБА — пропан-бутан автомобильный подходит для сред с температурой окружающей среды не ниже −20С;
  • ПА — пропан автомобильный также применяется.

СПГ для промышленности, теплоснабжения и коммунальных нужд

Применение сжиженных природных газов (СПГ) не ограничивается только автомобильной сферой; они также используются в промышленности, системах отопления и для муниципальных нужд. В этих областях используются три технических вида топлива: пропан (ПБТ), бутан (БТ) и пропан-бутан технический (ПБТ). ГОСТ содержит подробные инструкции по подбору смесей в зависимости от климата и региона.

Комментарии закрыты.