Автомобильный бренд ГАЗ

16

Горьковский автомобильный завод прошел долгий и насыщенный событиями путь и в настоящее время занимает лидирующие позиции по выпуску коммерческих автомобилей, микроавтобусов, двигателей и спецтехники на продажу. Кроме того, предприятие выпускает и легковые автомобили.

История ГАЗа

В 1932 году Нижегородский автомобильный завод им. Молотова появился на свет благодаря соглашению между компанией Ford Motor Company и Высшим экономическим советом СССР. Американская сторона обещала Советскому Союзу техническую помощь в производстве грузовых и легковых автомобилей, а в качестве «доноров» выступали модели Ford-AA и Ford A. 1 января того же года завод открылся, а через месяц появился первый грузовик ГАЗ АА. К декабрю модельный ряд пополнился 5-местным легковым автомобилем «А».

Начало истории: 1932–1936

В 1933 году на автомобильном заводе ГАЗ (Нижний Новгород) был выпущен первый в мире автобус ГАЗ-03–30. Он был рассчитан на одновременную перевозку 17 человек. Он имел деревянный каркас, усиленный деревометаллической обшивкой. Несмотря на хлипкую конструкцию, он стал самым массовым автобусом в довоенный и послевоенный период.

100-тысячный ГАЗ-А

17 апреля 1935 года был выпущен 100-тысячный ГАЗ-А, спустя два года после открытия производства на Горьковском автомобильном заводе. По пятилетнему соглашению с американской стороной была передана документация на модель 1933 года. Однако иномарка не годилась для Советского Союза, поэтому ее переделали и адаптировали для граждан страны. Так, поперечные рессоры были заменены на две пары продольных, а мощность 4-цилиндрового двигателя была увеличена на 50 л. с.

ГАЗ-М-1: четырехдверный седан

Четырехдверный седан ГАЗ-М-1, или «Эмка», как его называли в народе, был чрезвычайно популярен в довоенное время. Были созданы такие разновидности этого автомобиля, как фаэтон с колесной формулой 4×4, а также внедорожник с закрытым кузовом. Его популярность была неоспорима.

Внедорожник ГАЗ-64: довоенный военный ресурс

Внедорожник ГАЗ-64 был военным ресурсом, разработанным перед Великой Отечественной войной. Благодаря полному приводу он обладал повышенной проходимостью, что делало его ценным приобретением для военных. Предсерийный образец был выпущен в 1941 году и обладал рядом уникальных преимуществ. Отсутствие дверей обеспечивало быстрый выход из машины, а укороченная база избавляла от необходимости устанавливать карданный вал. Таким образом, внедорожник ГАЗ-64 оказался надежным средством передвижения в довоенной армии.

ГАЗ-64 Производство: 1941–1943

В 1941–1943 гг. Горьковский завод занимался производством армейской техники, в том числе комплекта плавающих танков Т-38. Таких танков было создано всего 35, но после успешных испытаний в бою был разработан усовершенствованный вариант — «танк Молотова». Однако, несмотря на значительные исследования и разработки, осенью 1941 года от проекта отказались.

Завод ГАЗ в военное время

В связи с началом войны ГАЗу пришлось изменить свои планы и направить все силы и средства на военное производство. Основным видом продукции стали танки. В октябре был выпущен танк Т-60, вскоре на вооружение был поставлен танк Т-70 с дополнительной броней. В декабре 1942 г. был выпущен танк Т-80, имевший двухместную башню. Горьковский автомобильный завод также выпускал самоходные орудия (СУ-76), двигатели ГАЗ, минометы.

BA-64: В. А. Замечательный бронеавтомобиль Грачева

В 1942 году с конвейера сошел бронеавтомобиль БА-64. Он был создан на базе прототипа ГАЗ-64, разработанного В. А. Грачевым, который в итоге получил Сталинскую премию. Грачевым, который впоследствии был удостоен Сталинской премии.

В следующем году модельный ряд ГАЗа пополнился военным легковым автомобилем повышенной проходимости — ГАЗ-67Б. Во время войны завод неоднократно подвергался нападениям с обеих сторон, большая часть помещений была разрушена.

В ремонте было задействовано 35 тыс. человек, работавших по 20 часов в сутки, и на полное восстановление завода потребовалось 100 дней. Это не позволило возобновить выпуск автомобиля ГАЗ-ААА, а производство БА-64 и некоторых других моделей было временно прекращено.

За свой героический подвиг завод был награжден орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

После войны ГАЗу пришлось выбирать новый курс

Сразу после войны ГАЗу пришлось выбирать новую стратегию развития. Руководство приняло решение о расширении модельного ряда, в результате чего в 1946 году появился ГАЗ М-20 «Победа», за ним — снегоход, а затем небольшой грузовик ГАЗ-51, способный перевозить до 2,5 т груза. Автомобиль ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1972 год.

ГАЗ-63 и ГАЗ-69: инновации мирового автопрома

Через два года модельный ряд производителя пополнился моделью ГАЗ-63. В следующем году был разработан ГАЗ-69, получивший название «Рабочий». Эта модель продавалась в 1953–1956 годах, а затем была переведена на завод УАЗ.

Влияние этой модели на мировой автопром огромно. На базе этой модели было создано множество модификаций, которые экспортировались в 56 стран мира, включая Румынию и Северную Корею. Была также предоставлена документация по сборке.

  • Зимний выпуск: 1948–1960 гг.

В 1950 году был выпущен всемирно известный ZIM с шестиместным салоном. Длина этого седана составляла 5530 мм, а колесная база была увеличена до 3200 мм, что придавало салону простор и ощущение огромного пространства. Поэтому он идеально подходил для чиновников и высокопоставленных лиц. Лишь немногие привилегированные слои населения могли приобрести этот автомобиль в личное пользование. Уникальность ZIM заключалась в том, что в его конструкции впервые в мире была реализована трехрядная шестиместная посадка — такой возможности не было ни у одного другого автомобиля. Кроме того, заслугой инженеров стало внедрение гидромеханической трансмиссии, благодаря которой автомобиль начинал движение плавно.

ГАЗ-21 «Волга»: культ поколений

В 1956 году стало очевидно, что дизайн «Победы» устарел. Требовался фейслифтинг, и на свет появилась «Волга» ГАЗ-21. ГАЗ «Волга» оснащался двигателем с клиновидной камерой сгорания, развивавшим мощность 70 л. с. и позволявшим разгоняться до 130 км/ч. Последующие модификации кузова привели к началу производства для экспортных рынков, а также к оснащению автопарка скорой помощи.

GAZ-13: 1959–1981 ГГ.

Выпуск стильного автомобиля

В конце 50-х годов ГАЗ представил свое последнее творение — ГАЗ-13, или «Чайку». Этот автомобиль вмещал до семи пассажиров, а его внешний дизайн был во многом вдохновлен американскими моделями. По техническим возможностям ГАЗ-13 опережал свое время: 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью рекордные 195 л. с., гидроусилитель руля, четырехкамерный карбюратор, гидромеханическая коробка передач. Чтобы подчеркнуть престижность автомобиля, он оснащался различными элементами, которые не были доступны в то время, такими как электрические стеклоподъемники, радиоприемник, россыпь кнопок, омыватели лобового стекла, противотуманные фары и многое другое. Выпускалось два варианта кузова — лимузин и кабриолет.

GAZ-2102: 1981–2009

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году ГАЗ был удостоен Гран-при за автомобили «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52 (грузовой). В том же году И. И. Киселев был назначен руководителем Горьковского автомобильного завода и проработал в этой должности 25 лет. Под его руководством было создано несколько специализированных заводов, превративших завод в одно из крупнейших производственных предприятий того времени.

Большой скачок

За время его работы на этом посту произошел значительный прогресс в грузовом автомобилестроении. Было выпущено множество новых моделей, таких как легендарные ГАЗ 52, 53А и 66. Особенно выделялась модель 66, которая отличалась высокими техническими характеристиками. Затем, в 1970 году, был выпущен ГАЗ-24, двигатель которого мощностью 98 л. с. позволял развивать скорость до 140 км/час. Кроме того, седан отличался большим багажником, просторным салоном и удобной управляемостью.

Модернизация ГАЗ-14 «Чайка»

Не забыт в процессе модернизации и ГАЗ-14 «Чайка», выпустивший к концу 79-го года уже третье поколение. Он по-прежнему имеет семиместную компоновку, но теперь уже с новыми техническими характеристиками. V-образный 8-цилиндровый двигатель обеспечивает автомобилю мощность 220 л. с., что позволяет развить максимальную скорость до 175 км/ч. В 1980 году был создан новый четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-406, который станет центральным для автомобилей ГАЗ и УАЗ. Затем этот двигатель трансформировался в ЗМЗ-409, который используется на современных автомобилях.

ГАЗ — новый центральный производитель автомобилей на дизельном топливе

ГАЗ признал возможность стать ведущим производителем дизельных автомобилей и в 1984 году выпустил ГАЗ-4301, оснащенный двигателем на тяжелом топливе и системой воздушного охлаждения.

Серийно стала выпускаться «Волга» под техническим обозначением ГАЗ-3102. Эта версия получила новый, более привлекательный экстерьер, улучшенную приборную панель, усовершенствованную тормозную систему. Впоследствии этот автомобиль стал выбором всей советской номенклатуры.

Производство современных автомобилей

После распада СССР роль президента взял на себя Н. А. Пугин. В 1992 году организация «ГАЗ» получила статус АО, и основной задачей стало создание современных легковых автомобилей. Для этого был разработан автомобиль ГАЗ-31029 с новым обликом и переработанной задней частью.

Грузовик «Газель

В современном виде автомобиль «Газель» был представлен в 1994 году. Он быстро стал популярной моделью, не имеющей аналогов в странах Содружества Независимых Государств. В течение первых 11 лет автомобиль был чрезвычайно успешен. Однако ГАЗ не стал уходить от любимой «Волги» и в 1997 году получил лицензию австрийской компании Steyr на производство дизельных двигателей для легковых и грузовых автомобилей, а также микроавтобусов.

Кардинальные изменения в автомобилях ГАЗ

В 2000 году в автомобильной отрасли ГАЗа произошли кардинальные изменения. Контрольный пакет акций принадлежал компании «Базовый элемент», которая перевела весь завод в холдинг «РусПромАвто». В итоге через пять лет он превратился в «Группу ГАЗ». Такая реструктуризация позволила сосредоточить усилия на производстве коммерческих автомобилей, Е-класса и двигателей ЗМЗ. Это оказалось выгодным для бизнеса.

Попытка «Группы ГАЗ» возродить «Волгу

Стремясь возродить «Волгу», «Группа ГАЗ» приняла решение о покупке английской фирмы LDV Group, выпускающей микроавтобусы Maxus. Однако производство фургонов и микроавтобусов из английских комплектов оказалось нерентабельным, поэтому это начинание продлилось всего год — с 2008 по 2009 год, не считая первоначального монтажа.

В 2008 году на автомобильном заводе DaimlerChrysler была выпущена «Волга Сайбер», но уже через два года она была снята с производства из-за отсутствия спроса. Тремя годами ранее был представлен автомобиль ГАЗ-31105, производство которого прекратилось в 2009 году.

Переломный момент

2010 год стал переломным в отрасли: отечественный производитель в партнерстве с концерном Daimler выпустил модель Mercedes-Benz Sprinter. Одновременно с этим на конвейере появилась «Газель-Бизнес» — комфортабельный, надежный и безопасный автомобиль. Вскоре стало ясно, что автомобиль настроен на успех, что привело к появлению двигателя ЗМЗ и газобаллонного оборудования.

Volkswagen Group и General Motors объединяют усилия

В 2011 году было заключено партнерство между Volkswagen Group и General Motors, целью которого стала сборка нового поколения Chevrolet Aveo. Впоследствии Volkswagen Group также дал добро на производство некоторых моделей на заводе ГАЗ, в том числе Yeti, Octavia и Jetta. Производственные мощности были рассчитаны на выпуск 110 тыс. автомобилей в год.

Пятое поколение «Газона Next

В 2014 году дебютировало пятое поколение Газона Next, которое стало преемником предыдущего поколения среднетоннажных автомобилей. Эта модель принесла несколько изменений, в частности, просторную и эргономичную кабину, практически идентичную кабине Газели Next. Кроме того, она оснащалась дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 153 л. с. и объемом 3,7 л, либо двигателем российского производства ЯМЗ-5344–20 мощностью 149 л. с. и объемом 4,4 л.

Российский рынок

В настоящее время на российском рынке представлен широкий ассортимент автомобилей для предприятий, в том числе популярный Sable 4×4, также известный как «Баргузин», оснащенный аналогичными двигателями.

Комментарии закрыты.