Неэтилированный и этилированный бензин

66

На работе я столкнулся с термином «неэтилированный бензин» и захотел узнать, что это такое, чем он отличается и с чем работает. Обычно мы встречаем такие названия, как Аи-92, Экто, ДТ и т. д. Большинство владельцев современных автомобилей при проверке технического состояния своей машины получают информацию о том, что они должны использовать только неэтилированный бензин. Или же их предостерегают от использования этилированного. Однако не все из нас знают, почему и как различать эти два вида топлива.

Переработка нефти: повышение октанового числа

Получаемый в результате переработки нефти бензин весьма далек от желаемого. Октановое число такого переработанного топлива обычно составляет от 56 до 60, что значительно ниже стандартного показателя 92 для бензина. Чтобы получить пригодное и нормальное топливо для автомобилей, производителю необходимо повысить октановое число.

Для этого существует два метода. Первый — опасный и в настоящее время не используется. Второй способ более экологичен. Именно в этих двух процессах и кроется ответ на наш вопрос.

Удаление этилированного бензина

Этилированный бензин — это топливная смесь, которая создавалась путем добавления в исходное топливо присадок на основе тетраэтилсвинца. Такая смесь позволяла получить топливо более высокого качества, но была очень токсична для человека. Свинец, содержащийся в выхлопных газах, мог повреждать легкие и приводить к раковым заболеваниям. Из-за опасности для здоровья этот метод был запрещен почти 20 лет назад.

Топливо было опасно не только для человека, но и оказывало негативное влияние на нейтрализатор выхлопных газов, которым оснащено большинство автомобилей. После одной заправки нейтрализатор мог выйти из строя, что приводило к отказу контроля содержания кислорода в выхлопных газах. Это может привести к поломке иномарки из-за использования этилированного бензина, так как многие импортные автомобили не работают или плохо работают с поврежденным нейтрализатором (катализатором) отработавших газов.

Неэтилированное топливо

Неэтилированное топливо производится с добавлением других присадок, менее эффективных, но более экологичных, так как не содержит свинца. Определенной присадки не существует, так как количество различных присадок зависит от производителя топлива. Для повышения октанового числа в топливо могут добавляться спирты и эфиры. Эти присадки менее мощные, но экологически чистые и не содержат свинца, что является большим преимуществом. Автомобили с каталитическими нейтрализаторами могут проехать на таком топливе тысячи километров.

Введение в неэтилированное топливо

Неэтилированное топливо — это бензин, не содержащий тетраэтилсвинца, в состав которого входит спирт или некоторые другие присадки. В Советском Союзе основным этилированным топливом был 93-й бензин, но около двух десятилетий назад его использование было ограничено. В настоящее время в России используется только неэтилированный бензин.

Происхождение этилированного топлива

Происхождение этилированного топлива — интересная история.

Поиск решения

С начала 1900-х годов, когда автомобильная промышленность только зарождалась, проблема детонации топлива в двигателях внутреннего сгорания была очень актуальна. В результате первичной переработки нефти получалось топливо с низким октановым числом, что делало его технически непригодным для использования. Октановое число определяет степень давления, необходимого для детонации. Первичная переработка нефти дала октановое число всего 60, в то время как для большинства двигателей требуется 92 (или, по крайней мере, 80). Вторичная переработка, повышающая октановое число, является дорогостоящей и сложной. Производители искали более дешевый способ повышения степени детонации.

Открытие свинца

В 20-х годах ХХ века компания GM обнаружила, что добавление в бензин этиловых примесей (тетраэтилсвинца) значительно повышает его октановое число. Вскоре они открыли собственный завод по производству этилированного бензина. Такое топливо было гораздо дешевле обычного, но и гораздо более ядовитым. Этот факт долгое время скрывался.

Внедрение свинцового и неэтилированного бензина

На американском рынке, а затем и на других территориях появились этилированные и неэтилированные бензины. Разница в стоимости была заметной. Однако опасность была скрыта. В результате этот вид топлива становился все более популярным и в конце концов полностью вытеснил неэтилированный.

Замалчивание тетраэтилсвинца

О том, что при производстве бензина в него добавляется тетраэтилсвинец — вещество, опасное для здоровья человека,— не было широко известно, поскольку это означало бы потерю многомиллионной прибыли. Случаи отравления парами на заводах не предавались огласке и объяснялись производственными авариями.

Влияние этилированного топлива

Только через два десятилетия было установлено пагубное воздействие этилированного топлива на окружающую среду и человека. Но потребовалось еще 30–40 лет, чтобы производство такого топлива было ликвидировано в Америке. К 80-м годам производство двигателей, работающих на этом виде топлива, было запрещено, и в конце концов этилированный бензин исчез с автозаправочных станций. В Европе использование этого топлива было запрещено в 2000 году, а в России — в 2002 году.

Комментарии закрыты.