Даже самая дорогая и качественная АЗС не гарантирует абсолютно чистого топлива. На нефтеперерабатывающих заводах оно может быть таким, но прежде чем попасть в бак автомобиля, оно проходит через насосы, трубопроводы, клапаны, металлические или пластиковые трубки. Все это изнашивается, и частицы резины, металла и ржавчины становятся частью топлива.
Роль топливных фильтров
Для защиты от попадания в топливную систему нежелательных компонентов каждый автомобиль оснащается топливными фильтрами. В автомобиле установлены два фильтра.
Но если топливо приобретается у ненадежного источника, то ситуация становится еще более опасной. Бензин или дизельное топливо может быть залито в очень нечистые баки, канистры, ведра, бочки. Для предотвращения попадания таких загрязнений в топливную систему автомобиль оборудуется топливными фильтрами.
Для защиты топливного насоса от более крупных фрагментов устанавливается сетчатый фильтр, обычно представляющий собой мелкоячеистое сито. Более тонкий фильтр защищает более уязвимые компоненты топлива:
Топливный насос: Подает топливо из топливного бака к топливным форсункам под постоянным давлением.
Топливные форсунки: Топливо впрыскивается в камеру сгорания. Фильтр справляется с частицами, которые не видны глазу, а также с остатками износа, поступающими от топливного насоса из топливного бака.
Топливный фильтр Quality Filtration
Фильтрующий элемент расположен внутри алюминиевого корпуса, а стрелка на корпусе показывает направление потока топлива. Это относится к инжекторным двигателям.
Можно ли ездить без топливного фильтра?
На самых простых автомобилях устанавливаются как фильтры грубой, так и тонкой очистки топлива. Отсутствие этих фильтров возможно только в двух случаях.
Ошибка сетки топливного насоса
Сетка топливного насоса может быть не установлена или ее соединение нарушено. К сожалению, это нередкая ошибка автомехаников. При ремонте или диагностике топливной системы поток топлива может быть направлен без прохождения через фильтр. Например, при очистке топливных форсунок на крючок капота подвешивается воздуходувка, подключенная непосредственно к топливной рампе. Топливный насос отключается, а нагнетатель заполняется специальной жидкостью для очистки топливной системы. После этого двигатель работает. Очень важно, чтобы специалист был внимателен, так как при работе с топливной аппаратурой необходимо соблюдать чистоту.
No Filter, No Fun
Без фильтра машина может оказаться под угрозой самодеятельного ремонта или несоблюдения гигиены рабочего места. Фильтр грубой очистки не спасет систему: более тонкий фильтр может улавливать более крупные частицы, но он быстро засорится. Особенно уязвим топливный насос: если со дна бака попадет крупная песчинка, он может заклинить и потребовать замены. Однако мелкие частицы не остановят работу насоса, но он все равно будет бороться, перемалывая песок, грязь или ржавчину на дне бака.
Топливная аппаратура и качество фильтров
Без исправного фильтра результат гораздо хуже: топливные насосы и форсунки становятся дорогостоящими в обслуживании. Внутри топливного насоса высокого давления находится поршень и гильза. Если туда попадает крупная частица, насос может получить серьезные повреждения и стать неэффективным. Топливная форсунка имеет распылитель с крошечными отверстиями. Чем они меньше и чем выше давление топлива, тем лучше топливо смешивается с воздухом, в результате чего двигатель становится мощнее и экономичнее. Например, дизельные двигатели КАМАЗ имеют четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко перекрыть одно или несколько из них, что приведет к некорректной работе двигателя и увеличению расхода топлива.
Иное расположение фильтра тонкой очистки топлива
Конструкция картриджа топливного фильтра может быть различной, но обычно он представляет собой бескорпусную вставку из бумаги, свернутую в цилиндр. В верхней части он может иметь уплотнительные кольца, а в нижней — небольшую рамку для улавливания скапливающейся воды. В других случаях картридж может быть снабжен трубками или каналами, позволяющими удалять воду из корпуса без его полной разборки.
Качество — это главное
Говоря о топливных системах, важно учитывать качество корпуса и упаковки. Корпус в данном случае представляет собой полость с крышкой, причем он может иметь специальный штуцер для слива воды. Чтобы обеспечить защиту фильтра от влаги, необходимо, чтобы помимо картонной коробки он находился в герметичном пакете или пленке.
Пример
Например, бескорпусной фильтр тонкой очистки от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем имеет на дне корпуса дополнительную трубку для отвода воды.
Корпусные фильтры
Как правило, корпусной фильтр располагается в основании, поэтому его часто изготавливают из алюминия — наиболее коррозионностойкого материала. Хотя может использоваться и пластик. Внутри корпуса находится цилиндр в форме гармошки, состоящий из фильтровальной бумаги.
Для карбюраторов
Давление топлива низкое, поэтому корпус небольшой, изготовлен из тонкого прозрачного пластика. За его состоянием легко наблюдать, и любые загрязнения хорошо видны на картридже. При сильном загрязнении фильтр подлежит замене.
Инжекторы
Для инжекторов давление гораздо выше, а требования к фильтрации топлива те же. Корпус изготовлен из алюминия, и иногда на нем указывается давление. В этом случае в корпус встраивается редукционный клапан. Обычно такие клапаны имеют три порта: входной, выходной и «обратку» для возврата излишков топлива в бак.
Дизели
В случае дизельных двигателей они обычно имеют вертикальную конструкцию с использованием алюминия или толстостенного пластика. Обычно он имеет четыре порта: вход, выход, возврат из топливной рампы и возврат в бак. В нем также может присутствовать отверстие для слива воды или датчик воды в топливном фильтре.
Фильтры без датчиков
Фильтры могут быть не оснащены датчиком или фитингом — в таких случаях просто устанавливается заглушка. В таких случаях необходимо перенести датчик из старого фильтра. На корпусе фильтра обычно указана настройка давления. Топливный насос нагнетает топливо под высоким давлением, поэтому оно непрерывно течет. Редукционный клапан помогает снизить избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.
Внешний вид
Внешний вид двух фильтров может быть идентичным, однако существенным фактором, который необходимо учитывать, является давление в топливной системе. Для атмосферного двигателя топливный насос в баке работает при давлении 4 бар. Однако турбодвигателям с непосредственным впрыском для работы топливного насоса требуется 6,6 бар, а давление может повышаться до 40–60 бар. Давление на корпусе фильтра может быть указано как 4,5 или 3,8 бар в зависимости от двигателя.
Проблемы с необслуживаемыми топливными фильтрами
При замене необслуживаемого топливного фильтра, установленного в корпусе топливного насоса автомобиля, могут возникнуть некоторые проблемы.
-
Процедура не прописана в регламенте, что может привести к непомерным затратам.
-
Приобрести фильтр как отдельный компонент может быть затруднительно, так как в каталоге обычно указывается топливный насос в сборе с фильтром.
Замена топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg
Корпус топливного фильтра бензинового автомобиля Volkswagen Tuareg расположен над топливным насосом и продается в виде отдельной детали. Тем не менее, регламент его замены пока отсутствует. С некоторыми трудностями это можно сделать.
Какой топливный фильтр выбрать
Очень важно выбирать топливный фильтр в соответствии с VIN. Игнорирование этого условия может привести к неправильной работе двигателя и повреждению некоторых деталей. Если взять топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар и установить его на автомобиль с двигателем с турбонаддувом 6,6 бар, то периодически будет происходить подсос топлива. На низких оборотах двигатель будет работать ровно, но на высоких оборотах будут возникать осечки, так как топливно-воздушная смесь будет недостаточной, а давление будет ниже нормы. Блок управления двигателем попытается отрегулировать состав топливовоздушной смеси в некотором диапазоне оборотов, но при этом возникнут трудности с разгоном.
Опасность переобогащения двигателя
Если на двигатель меньшей мощности установить фильтр с высоким давлением, форсунки будут выпускать больше топлива, что приведет к чрезмерному обогащению смеси. Возникает реальная угроза детонации, когда топливно-воздушная смесь в цилиндре воспламеняется раньше положенного времени. Если электроника не выявит эту проблему, потребуется серьезный ремонт двигателя.
Покупка подходящего фильтра
Не всегда есть возможность приобрести оригинальный топливный фильтр: его может не быть в наличии или он может оказаться слишком дорогим. К счастью, обычно существуют качественные аналоги. Совет по выбору фильтра целесообразно получить у специалиста станции технического обслуживания.
Выбирайте с умом
Выбирая фильтр, воздержитесь от бюджетных моделей. В китайской модели был обнаружен дефект регулятора давления, а каждый десятый фильтр издает громкий свист при работе топливного насоса. Неизвестно, поддерживают ли фильтры давление, но клиенты их быстро возвращают. Автомобиль можно вернуть без эвакуатора, но это все равно неприятно.
Когда заменять топливный фильтр
Замена топливного фильтра должна производиться в соответствии с рекомендациями производителя. Например, на автомобиле Volkswagen Polo Sedan его рекомендуется заменять раз в два года или через каждые 30 тыс. км пробега. Для доступа к фильтру необходимо найти его рядом с топливным баком, на днище автомобиля — это относительно несложный процесс. У Kia Rio фильтр расположен в корпусе топливного насоса, внутри бака, поэтому для его установки требуется снятие и разборка топливного насоса. Однако регламент для этой модели предполагает замену фильтра через каждые 60 тыс. км пробега.
Дизельные двигатели: Замена фильтра
Для грузовых автомобилей с дизельными двигателями регламент замены фильтров может отличаться от легковых автомобилей. Например, в Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр необходимо менять каждый второй ТО, но только раз в 40 тыс. км. Для определения периодичности замены фильтра обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля.
Если же в вашем автомобиле установлен фильтр, не требующий регулярного обслуживания, и производитель не предусматривает регламента его замены, необходимо обратить внимание на поведение автомобиля и работу двигателя. При засорении топливного фильтра могут возникнуть определенные симптомы.
Поиск и устранение неисправностей двигателя
Если двигатель начинает троить, периодически глохнет или не заводится после длительной стоянки, значит, его пора проверить. Кроме того, может наблюдаться недостаток мощности при подъеме в гору или под нагрузкой, а также вибрация и повышенный расход топлива. Для диагностики лучше всего обратиться в автосервис, но для устранения наиболее распространенной проблемы первым шагом обычно является замена топливного фильтра. При необходимости можно провести дальнейшую диагностику.
Не забывайте следить за состоянием топливного фильтра!
Не откладывайте замену топливного фильтра. Придерживайтесь предписаний или меняйте его регулярно, если заправка топливного бака возможна только в непроверенных местах.
Если вы решите заменить фильтр самостоятельно, будьте готовы к тому, что это вызовет беспорядок и возможные осложнения из-за грязи, ржавчины или коррозии.
Учитывайте стоимость замены фильтров
При замене фильтра на станции техобслуживания необходимо знать, сколько стоит замена фильтра в автомобиле. Нередко инструменты, необходимые для замены, оказываются гораздо дороже, чем работа профессионала. Как правило, фильтр необходимо менять каждые два года.
Избегайте самых дешевых фильтров
Не покупайте фильтры по самой низкой цене. Возможно, проблемы проявятся не сразу, но если вы находитесь далеко от дома, то, возможно, придется вызывать эвакуатор.
Комментарии закрыты.